Биби-ка-Макбара
Совершенно неожиданно для меня Аурангабад открывается совсем в другом свете. Нет, он по-прежнему остается серым, пыльным и не очень дружелюбным. Но столько исторических памятников в одном месте я никогда не видела!
Жил-был Аурангазеб. Он был шестым императором Великих Моголов и правил почти всем индийским субконтинентом около 49 лет. Многие считают его одним из величайших правителей. Он был прекрасным военачальником. А еще первым правителем, который установил закон шариата по всей империи.
Но, вместе с этим, его же считают самым неоднозначным правителем. Даже не смотря на то, что он расширил империю Великих Моголов до размеров в 4 миллиона квадратных километров. А численность населения, которым он правил, превышала 158 миллионов человек, он все равно считается одним из самых неоднозначных правителей.
Его современники и нынешние историки обвиняют его в развале наследия своих отцов. Во времена его правления все, кто не принял ислам, были людьми второго сорта. И даже налоги они платили в два раза больше. Все конфессии были гонимы, а храмы разрушались. На их месте строились мечети, стирая с лица земли памятники тысячелетней культуры.
К архитектуре и искусству древний правитель был равнодушен, а музыка, танцы и прочие увеселения были не угодны его вере. Зато он был единственным императором, который считал казну собственностью всего народа.
В исторических трудах пишут, что свое содержание и свои расходы, в том числе строительство Жемчужной Мечети и гробницы Биби-ка-Макбара, он покрывал из собственных заработков. Чем же мог зарабатывать великий правитель? Основа его прибыли – пошив кепок и торговля рукописными экземплярами Корана. Не знаю, сам ли он кепки шил, но Коран переписывал собственноручно.
Аурангазеб знаменит еще и своим религиозным благочестием. Соблюдал все законы шариата и того требовал и от других. И Коран он не просто переписывал, он знал его наизусть.
На самом деле рассказ совсем не о нем. Точнее, не только о нем. Как порядочный император и настоящий мусульманин, он имел несколько жен. Достоверной информации о количестве жен и наложниц я не нашла, зато все воспевают его любовь к его первой и главной жене Дилрас Бану Бегум.
Разумеется, как и все браки высокопоставленных лиц, это была политическая сделка. Но, по воле судеб, она оказалась настоящим торжеством любви.
Дилрас Бану Бегум была из выдающейся семьи Сефевидов, правящей династии Персии. Кроме того, это одна из самых выдающихся и значимых правящих династий. Семья любила помпезность и величие, и это было прекрасно видно по размаху свадьбы будущей императрицы и Аурангазеба.
Поэты и писатели тех времен с упоением воспевают торжества, посвященные бракосочетанию. В одах говорится, что праздничные фейерверки создали новое звездное небо, а певцам и танцорам завидовала даже Венера.
Между прочим, за невесту дали огромный махр. Махр – это выкуп за невесту. Только в отличие от нашего выкупа, эти деньги были только невесты. Как гарантия ее независимости от родителей, а в некоторых случаях и от мужа. На усмотрение невесты, махр мог быть в деньгах, драгоценностях, предметах домашней роскоши или недвижимости. За Дилрас Бану Бегум семья Аурангазеба отдала 400 000 рупий.
Я не зря говорила, что это было торжество любви, а Дилрас была первой, главной и любимой женой. За двадцать лет у них родились пятеро детей. И всех их Аурангазеб любил больше всех своих других детей. Браки с двумя другими женами оказались бессмысленными. Даже рождение еще четырех детей не сделали этих жен ближе к мужу.
Дилрас Бану Бегум описывают как красивую, живую и очаровательную девушку. А вот характер у нее был достойный члена правящей династии. Она была женщиной волевой и гордой. Есть сведения, что Аурангазеб даже побаивался ее. И, не желая ранить ее чувства, всегда был смиренен рядом с ней. Не глядя на то, что она была чрезвычайно властной, до конца ее жизни он любил ее.
Вот здесь и заканчивается красивая романтическая история и начинается грустная. Дилрас Бану Бегум умерла от послеродовой лихорадки, когда на свет появился их пятый ребенок. Горе Аурангазеба было безграничным. Всю свою любовь он отдал сыну, который еще новорожденный остался без матери. Разумеется, что сын рос избалованным.
Через три года после смерти Дилрас Бану Бегум, Аурангазеб, который никогда не возводил ничего монументального и был равнодушным к архитектуре, заказал мавзолей для своей любимой жены. В нем Дилрас и погребена, только переименована посмертно в Рабия-уд-Даурани. Что означает “Рабия века”. Слово “рабия” имеет несколько значений. Межет означать “четвертая дочь”, а может – “весна”. Мне кажется, что вдовый император имел ввиду второе.
Сам мавзолей – это уменьшенная копия всемирно известного Тадж-Махала. Его даже называют “Тадж-Махал для бедных”. И не удивительно, что император выбрал именно такую фому мавзолея. Ведь Тадж-Махал построил его отец для своей жены – матери Аурангазеба.
Копию знаменитого мавзолея назвали Биби-Ка-Макбара, что переводится как “Могила Леди”. По сей день это строение считается памятником супружеской верности Аурангазеба.
Биби-ка-Макбара расположен в центре парка, окруженного каменной стеной. С трех сторон у этой стены расположены барадари. Рядом с мавзолее размещена небольшая мечеть. Сам парк довольно мил, но, видимо из-за того, что сейчас ведется реставрация, фонтаны не работают, а газоны не так хорошо поливаются и заметно подсохли.
Со стороны может показаться, что весь мавзолей возведен из белого мрамора, но это не так. Белым мрамором облицован только фасад, и то лишь чуть больше высоты человеческого роста. Остальная же облицовка сделана из светлого песчаника. И только купол тоже мраморный.
Все стены, арки и купол украшены изысканной лепниной. Деревянные двери укреплены и украшены витиевато выкованными наличниками.
Гробница Рабии-уд-Даурани расположена ниже уровня земли. В центре мавзолея, окруженный невысокой мраморной баллюстрадой, расположен восьмиугольный колодец, на дне которого и лежат останки усопшей императрицы. Сама гробница и весь пол вокруг усыпан деньгами.
Очевидно, что жаждущие любви женщины не скупятся на подношения и просят замолвить за них словечко. Вдруг, и у них будет любовь, увековеченная в камне.