Оскар 2019
“Всемирная паутина” шумит новостями о самом главном событии в мире киноиндустрии. Конечно, я говорю про “Оскар”. 22 января были названы номинанты, и теперь все с жаром обсуждают, кто же должен победить и кого могут выбрать киноакадемики, ссылаясь на прошлые года. Само собой разумеется, что я не критик, не академик, к миру кино отношение имею только в качестве зрителя, но свое мнение у меня тоже имеется. Непрофессиональное, но есть. Пробежимся быстренько по номинациям.
Самой главной номинацией, по моему скромному мнению, является “Лучший фильм”. И в эта категория меня откровенно удивила. В нее входят:
1. Черная пантера
2. Черный клановец
3. Зеленая книга
4. Звезда родилась
5. Богемская рапсодия
6. Фаворитка
7. Рома
8. Власть
Немаленький список, правда? С 2010 года академики увеличили количество номинантов в этой категории до возможных десяти претендентов. Пять из нынешних восьми фильмов я уже посмотрела и в ближайшие дни досмотрю остальные. Первый вопрос, который возник: “Черная пантера”? Серьезно? Если “Черный клановец” и “Зеленая книга” – очень достойные фильмы. Второй фильм вообще произвел на меня колоссальное впечатление, это удивительная и необычная история. То “ЧП” – обычный супергеройский боевичок, который я не отношу к лучшему из вселенной “Марвел”. Да, он собрал свой миллиард в прокате, но это ли весомый аргумент? Сюжет слабый, порой откровенно проваливается. Да, это один из немногих супергероев-африканцев, да “Ваканда навеки”, носороги, тканые покрывала и копья. Но не ясно, в чем художественная ценность? Если в “графоне”, так для этого есть специальная номинация. И с номинацией “Пантеры” в категории “Лучшая песня к фильму” я тоже не согласна. Боже, как тяжело не быть киноакадемиком!
Так, с лучшим фильмом разобрались, а какие же режиссеры претендуют на высокую награду? Вот они, номинанты в категории “Лучшая режиссёрская работа”:
1. Спайк Ли — «Чёрный клановец»
2. Павел Павликовский — «Холодная война»
3. Йоргос Лантимос — «Фаворитка»
4. Альфонсо Куарон — «Рома»
5. Адам Маккей — «Власть»
Из удивительного в этой категории (но это мое субъективное) то, что “Лучший фильм” и “Лучшая режиссерская работа” не совпадает. Возможно, одно от другого не зависит, но как фильм может быть лучшим, если режиссерская работа не лучшая?
Следующие две номинации по значимости не уступают предыдущей. Лучший актер:
1. Кристиан Бейл за роль Дика Чейни в фильме «Власть»
2. Брэдли Купер за роль Джексона Мэйна в «Звезда родилась»
3. Уиллем Дефо за роль Винсента ван Гога в фильме «Ван Гог. На пороге вечности»
4. Рами Малек за роль Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия»
5. Вигго Мортенсен за роль Тони Валлелонга в «Зелёная книга»
И вот здесь я разрываюсь просто. Конечно, я за Купера, слишком уж мне нравится фильм и актерская игра. Но Рами Малек отлично вжился в роль Фредди Меркьюри, да и персонаж не из простых. А Вигго Мортенсен просто Бог! Да, тут он заметно постаревший и с пузиком (не такой красавчик, как во “Властелине колец”), но сыграл отлично. Кристиан Бейл с Уиллемом Дефо тоже всегда отлично работали, с ними фильмы я тоже гляну, очень хочется понять, за что академики выбирают тех или иных.
А теперь лучшая актриса:
1. Ялица Апарисио за роль Клео в фильме «Рома»
2. Гленн Клоуз за роль Джоан Каслман в фильме «Жена»
3. Оливия Колман за роль королевы Анны – «Фаворитка»
4. Леди Гага за роль Элли — «Звезда родилась»
5. Мелисса Маккарти за роль Ли Израэль — «Сможете ли вы меня простить?»
Ничего не буду говорить про Леди Гагу, мне так понравился фильм, что я не обратила внимания на мелкие недочеты в игре или инъекции боттокса. Искренне удивилась, увидев в списках Мелиссу Маккарти. Обычно, она снимается в комедиях, а здесь – писательница-аферистка Ли Израэль. Посмотрим, что из этого получится. Фильм “Жена” по сюжету похож на фильм “Большие глаза” Тима Бертона, но это его достоинств не умаляет. Только история “Больших глаз” основана на реальных событиях, а “Жена” – экранизация одноименной книги Мег Волитцер. Эми Адамс за роль в фильме “Большие глаза” получила “Золотой глобус”, может, роль Гленн Клоуз будет тоже отмечена престижной наградой. Фильм “Рома” уже собрал все мыслимые награды, так что есть все шансы повторить результат, только теперь с “Оскаром”.
Лучший анимационный полнометражный фильм:
1. Суперсемейка 2
2. Остров собак
3. Мирай из будущего
4. Ральф против интернета
5. Человек-паук: Через вселенные
Эту номинацию ввели последней в 2001 году, раньше мультфильмы в полном метре участвовали в конкурсе наравне с художественными фильмами, например, “Красавица и чудовище”. Это, между прочим, первый мультипликационный фильм, номинировавшийся в категории «Лучший фильм».
Для меня в этом году нет особых фаворитов. “Человек-паук” на хорошем счету у мировой общественности. Первая Суперсемейка оскароносная, так что можно предполагать, что эта должна быть еще лучше. Но я, по старой памяти, буду болеть за японцев, у них все мультфильмы атмосферные.
Лучший фильм на иностранном языке:
1. Ливан – Капернаум
2. Польша – Холодная война
3. Германия – Работа без авторства
4. Мексика – Рома
5. Япония – Магазинные воришки.
Интересно, что дважды номинируется фильм “Рома”. Две лучшие категории: “Лучший фильм” и “Лучший фильм на иностранном языке”. Я перерыла много информации, мне было очень интересно, какие фильмы номинировались в подобных номинациях. Оказалось, что в подобном положении последний раз был фильм “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, и было это аж в 2001 году. А еще раньше, в 1999 году, “Жизнь прекрасна”. Это были более, чем достойные фильмы, посмотрим, что будет в этом году.
Про некоторые номинации я расскажу очень коротко, списками. Интересным нововведением могла бы стать новая категория “выдающиеся достижения в области популярного кино”. Ходили слухи, что одним из критериев отбора должны были стать кассовые сборы фильма, но кинокритики и режиссеры освистали подобную идею, и в этом году такой номинации не будет.
Лучший актёр второго плана:
1. Махершала Али за роль Дона Ширли – «Зелёная книга»
2. Адам Драйвер за роль Флипа Циммермана — «Чёрный клановец»
3. Сэм Эллиотт за роль Бобби — «Звезда родилась»
4. Ричард Э. Грант за роль Джека Хока — «Сможете ли вы меня простить?»
5. Сэм Рокуэлл за роль Джорджа Уокера Буша — «Власть»
Лучшая актриса второго плана
1. Эми Адамс за роль Линн Чейни — «Власть»
2. Марина де Тавира за роль Софии — «Рома»
3. Реджина Кинг за роль Шэрон Риверс — «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
4. Эмма Стоун за роль Эбигейл Машэм — «Фаворитка»
5. Рэйчел Вайс за роль леди Сары — «Фаворитка»
Лучший оригинальный сценарий
1. Дебора Дэвис и Тони Макнамара — «Фаворитка»
2. Пол Шредер — «Дневник пастыря»
3. Ник Валлелонга, Брайан Карри, Питер Фаррелли — «Зелёная книга»
4. Альфонсо Куарон — «Рома»
5. Адам Маккей — «Власть»
Лучший адаптированный сценарий
1. Джоэл Коэн и Итан Коэн — «Баллада Бастера Скраггса»
2. Чарли Вачтел, Дэвид Рабинович, Кевин Уиллмотт и Спайк Ли — «Чёрный клановец»
3. Николь Холофсенер и Джефф Уитти — «Сможете ли вы меня простить?»
4. Барри Дженкинс — «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
5. Эрик Рот, Брэдли Купер и Уилл Феттерс — «Звезда родилась»
Лучшая музыка к фильму
1. Людвиг Йоранссон — «Чёрная Пантера»
2. Теренс Бланшар — «Чёрный клановец»
3. Николас Брителл — «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
4. Александр Деспла — «Остров собак»
5. Марк Шэймен — «Мэри Поппинс возвращается»
Лучшая песня к фильму
1. All the Stars — «Чёрная Пантера»
2. I’ll Fight — «RBG»
3. The Place Where Lost Things Go — «Мэри Поппинс возвращается»
4. Shallow — «Звезда родилась»
5. When A Cowboy Trades His Spurs For Wings — «Баллада Бастера Скраггса»
Лучшие визуальные эффекты
1. Ден Делию, Келли Порт, Рассел Эрл и Дэн Судик — «Мстители: Война бесконечности»
2. Кристофер Лоуренс, Майкл Имс, Тео Джонс и Крис Корбоулд — «Кристофер Робин»
3. Пол Ламберт, Иэн Хантер, Тристан Майлз и Джей Ди Швалм — «Человек на Луне»
4. Роджер Гайетт, Грэди Кофер, Мэттью Батлер и Дэйвид Ширк — «Первому игроку приготовиться»
5. Роб Бредоу, Патрик Табач, Нил Скэнлан и Доминик Туохи — «Хан Соло. Звёздные войны: Истории»
91-я церемония награждения премии «Оскар» будет проходить в театре «Долби», Голливуд 24 февраля 2019 года.
Что же, уже скоро мы сможем узнать имена победителей и сравнить их с результатами “Золотого глобуса” и личными предпочтениями.