Потерять себя

Я сама не понимаю, по какому принципу я выбираю фильм для просмотра. И если с днями “приуныния” все ясно: Золушки, принцесски и вечная любовь, то с остальными днями вообще не понятно.

Организм решил, что этой жаркой зимой я малость оборзела и ни разу не лежала пластом с каким-нибудь радикулитом. Да и домой скоро – надо вспоминать, как оно там. В общем, надорвалась я, расчесывая волосы. И лежала сутки, как бревно, не поднимая и не поворачивая голову. Зато пересмотрела кучу интересного контента, вдохновилась одним незаурядным критиком и, неожиданно даже для самой себя, посмотрела наконец “8 миля” и “Лето”. Старый и новый фильмы про очень разную музыку.

Удивительно, что к фильму “8 миля” я приступила лишь спустя 16 лет после его выхода. Да, он вышел в прокат в далёком 2002 году. Мне удивительно ещё и потому, что Эминема я любила и уважала в то время. И сейчас мне нравится то, что он делает. Пусть не все, но многое. Я вообще абсолютно все ни у кого не слушаю и ничего не люблю. Так, собираю вершки из любимых песен.

Почему-то я всегда считала, что “8 миля” – фильм поверхностный и глупый. Что-то утрированное и даже комическое про несчастную жизнь белого репера среди черной жестокости и несправедливости. Откуда такие выводы? Правильный вопрос! Не было причин так думать.

Снова вспомнила про этот фильм, когда писала про номинантов на “Оскар”. Искала, правда, список фильмов, которые одновременно номинировались в категориях “лучший фильм” и “лучший фильм на иностранном языке”. Оказалось, что не хватило терпения всю оскаровскую историю перелопатить, за двадцать изученных лет нашла только два. За всю же историю их было шесть. Отвлеклась. Не об этом рассказ.

Я искала одно, а читала совсем другое. Когда выяснилось, что никакая (по-моему непрофессиональному мнению) песня из “Черной пантеры” номинируется, переслушала песни-номинанты за последнее время и с удивлением увидела, что “Lose yourself” в 2003 году получила заветную золотую статуэтку. Наверное, это и стало переломным моментом со звучным названием “надо посмотреть”.

Не могу утверждать, что совсем ошибалась в своих первичных суждениях. Конечно, “8 миля” – это не “Пианист” Полански и даже не “Чикаго” Роба Маршала. Но это честная, яркая, без напускной… Черт побери, я даже не знаю, каким словом описать это самое напускное! Если вкратце, то нет битья в грудь с воплями: “Ваканда навеки!”. Ну, или что там кричат в фильмах про афроамериканские гетто. И, вроде, все показано, но как-то без утрирования, по-настоящему, не наигранно. То, что происходило на экране, не вызывало отторжения и закатывания глаз.

Ничего не могу сказать про работу художника, оператора или монтаж, я в этом плохой специалист. Но игра актёров отличная. Я с удивлением обнаружила в роли матери главного героя Ким Бейсингер, а в роли несостоявшегося отчима Майкла Шеннона. Он и в этом фильме противный до омерзения. Вот уж дано человеку гнусные роли исполнять.

Ходило много споров, да и сейчас ходит, что это – фильм-биография, про становление самого Эминема. Самое смешное, что в Википедии, в статье про фильм, написано, что нет, это не биография. А в той же Википедии, только про певца – прекрасная роль в биографической картине. Ничему нельзя верить, а доступа к оригинальным документам я, к сожалению, не имею ещё.

Само собой, я и меню собственное мнение и не считаю, что это биография Эминема. Скорее, это биография большинства начинающих реперов Детройта. Конечно, есть доля совпадений и с жизнью именитого артиста. Да, Детройт. И та самая «8 Mile Road» , которая есть на самом деле и является эдакой разделительной полосой между богатыми и бедными районами. Да, у Эминема были проблемы с матерью, как и в фильме. Возможно многие, кто любит его творчество, знают, что в свое время она даже подала на певца в суд за моральный ущерб. Он ей нанесен был в текстах песен, которые исполнял Маршалл Мэтерс (настоящее имя). И требовала 10 миллионов компенсации. Правда, после нескольких лет судебных тяжб, ей досталось всего $1600 .

Все считают, что после этих разбирательств, певец и написал свою песню «Cleanin’ Out My Closet», в которой так проникновенно поет: “I’m sorry, mama”. Но нет! На самом деле так считают те, кто не знает английского или не ищет перевод. Песня очень жёсткая, и в ней он не извиняется, а объясняет причины таких отзывов. А так же просит не судить его, ведь никто не знает правды о его жизни лучше, чем он сам.

Детство его в самом деле не было радужным. Мать родила его в 17 лет, а отец сразу же скрылся в неизвестном направлении. Ей пришлось колесить по стране в поисках работы и лучшей жизни. Естественно, жизнь мальчика была далека от идеала. И, будучи взрослым и состоявшимся, он выплеснул все свои обиды таким образом. Нужно ли его осуждать или можно ли его оправдывать? Кто знает, ведь мы не ходили в “его сандалиях”.