Как поет и пляшет свадьба в Индии.

Индия – удивительна я страна с тысячелетними традициями. И традиции эти касаются всех сфер жизни, из года в год и из века в век влияет мудрость предков на современный устрой жизни. Конечно, это касается и свадьбы.

Сначала я расскажу о забавных традициях, которые выглядят для нас смешными, но на самом деле несут в себе глубокий смысл.

В Индии, например, можно жениться на дереве. Многие посмеются и удивятся, но это делается не просто так: у индийцев, пока не женился старший брат, младший жениться не имеет права. Но что же делать, если старший сын никак не найдет свою судьбу, женщину всей своей жизни, а младший определился? Для того, чтобы дать счастливому младшему брату такую возможность, старший брат символически берёт в жёны дерево, правда, после церемонии дерево срубают, что символизирует смерть «жены». Все, старший – вдовец, младший смело идет под венец.

Между прочим, индийская женщина тоже может сочетаться браком с деревом. Но у этого обряда другая цель – отвадить злых духов от девушки и ее будущего мужа, если у нее есть какие-то препятствия для вступления в обычный брак. Обычно это связано с днем рождения будущей невесты в неблагополучный астрологический период, и считается, что девушка может накликать беду на своего избранника. Естественно, никто не хочет брать ее замуж из-за этого. Но мудрые индийцы нашли такой необычный выход, и усопший супруг-бревно уносит с собой все проклятья и невзгоды.

Индийская свадьба – это очень яркое, пышное и важное событие, и ее проведение регламентируется множеством канонов и правил. Люди в этой стране очень чтят свои традиции и следуют им. Конечно, что-то уходит в забытье, а что-то адаптируется под современный мир. Важное отличие индийской свадьбы от остальных свадеб мира в том, что выбор жениха никак не зависит от невесты. И по сегодняшний день бывает так, что будущего мужа девушка впервые видит в день помолвки. Даже современные браки не возможны без разрешения родителей жениха – это они выбирают для своего сына подходящую невесту и договариваются о будущей свадьбе с ее родителями.

Родители обеих сторон сначала внимательно изучают гороскопы молодых. И если звездные предначертания молодых совпадают, родители невесты зовут будущих родственников на смотрины. (Если же какие-то проблемы с астрологическими прогнозами и совместимостью – замуж за дерево, потом будем разбираться.)

Индусы свято верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар (действий ритуального характера, направленное на улучшение человека либо же предмета) – важнейших таинств в жизни индуиста. Так же индийцы очень серьезно относятся к целомудрию невесты. Женитьба на девушке, лишённой девственности, исключена, как лишённое всякого смысла бесполезное действие. Подобные семьи становятся изгоями в обществе, и это даже передается по-наследству детям и внукам. Возможно, в наши дни это правило несколько смягчилось, но глядя на то, как они чтят свои тысячелетние традиции, легко верить, что и это – тоже всерьез.

Поговорим о меню и гостях. На стол подаются исключительно молочно-вегетарианские блюда. Употребление мяса, рыбы и яиц не приветствуется. Свадьбу празднуют с размахом, бывает, что приглашают до 800 гостей, а если семья очень богата, то количество гостей может насчитываться несколько тысяч. И если в европейских газетах иногда печатают светскую хронику с объявлением о предстоящей свадьбе, то в Индии порой размещают биг-борды. Но это совсем не означает, что на свадьбу можно просто так заявиться – вход по приглашениям. А вот у белых туристов есть большой шанс попасть на подобное торжество, их чуть ли не силком затягивают в гости и размещают, как самых дорогих гостей. Может, у них за белого гостя +1 к карме?

Обычно, индийская свадьба проходит в три этапа: церемонии до свадьбы, свадебный обряд и церемонии после свадьбы. И длится это действо порой 4-5 дней. Давайте посмотрим, что же можно делать столько времени.

Церемония помолвки (Тилак) – первое важное мероприятие. По традиции, ее организовывают за месяц до свадьбы. Участие принимают в ней только мужчины, ведь индуистское общество патриархально и почитает мужское начало. Отец невесты отправляется в дом жениха и сообщает, что невеста будет счастлива выйти за него замуж. После официальных разговоров, он наносит на лоб жениха красную точку (Тилак). Тилак – символ принятия в будущие зятья. Счастливому жениху преподносят подарки, а он передает подарки своей невесте.

После приходит время для женского праздника, и называется эта церемония – Сангит. Это такой себе индийский девичник, когда семья невесты приглашает всех родственниц. Все они собираются, танцуют и поют народные свадебные песни под звуки деревянного барабанчика – дхолака.


Еще одна из церемоний, которая проводится в доме невесты – Сухагин. Во время этой церемонии молится женщинам, которые умерли раньше своих мужей, их называют сухагин. (Такой себе праздник, если честно).

Когда девушка выходит замуж, ей все желают быть сухагин. В Индии жена должна заботиться о том, чтобы мужчина был всегда радостен, здоров и доволен жизнью. Она даже не может показывать при муже никаких отрицательных эмоций, которые могли бы испортить его настроение.

Если же муж умирает раньше жены (особенно если от болезни), то жена обязана снять с себя все украшения, разломать их, одеть белое сари и носить траур до конца жизни. Как правило, ко вдовам относятся очень прохладно, их избегают приглашать в свет, а социальный статус у вдов самый низкий. Раньше их вообще сжигали вместе с покойным мужем, но этот дикий обычай давно запретили.

Еще одна церемония, которая является важной частью предсвадебных обрядов, Менди (Мехенди). И она тоже проходит в доме невесты. Этот обряд включает в себя нанесение рисунков из хны на тело. Делает это невеста не сама, и если раньше это делали подруги, то сейчас это делают мастера из салонов. Пока молодые девушки поют старинные песни, взрослые и умудренные опытом учат невесту как лучше всего ублажить мужа, чтобы тот был доволен и не поглядывал на других женщин. Считается, чем сложнее и тоньше узор на руках и ногах невесты, тем больше тайных знаний успело передать старшее поколение. Оставшуюся хну закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа.

This slideshow requires JavaScript.

Каждый рисунок несет определенную смысловую нагрузку и имеет важное значение, а невеста должна соответствовать и выполнять. Например, серп луны на ладони – символ рождение ребенка, цветы и фрукты – радость семейной жизни, а рыбка – сигнал для будущего мужа, который намекал на покорность женщины в постели. Считается, что, придя в дом жениха, невеста не должна работать, пока рисунки менди не смоются на ее теле, ведь рисунок хной считается священным, и его нельзя омрачать домашними хлопотами и пачкать грязной посудой.

После этой церемонии девушка не должна покидать дома до дня свадьбы, обычно, ее проводят за два дня до самого торжества.

Обязательный обряд, который проводится в день свадьбы или за день до него – обряд Халди. Во время проведения этой церемонии, на лицо, руки и ноги будущих супругов наносят пасту из куркумы, чтобы придать таким образом сияние. Это праздник восхваления желтого цвета (“Гайе холуд”), ведь он ассоциируется с солнцем и является в Индии символом верности.

В день свадьбы ни жениху ни невесте нельзя ничего есть до самого начала свадебной церемонии, а это, между прочим, довольно долго. Весь день в доме жениха молодые девушки, родственницы жениха, танцуют и поют свадебные песни. Сама свадьба начинается вечером в доме у невесты.

Свадебный костюм жениха очень эффектный, но довольно простой (в смысле, одеть просто). Длинный сюртук, расшитый золотыми нитями, узкие штаны, туфли с загнутыми носами и тюрбан.

This slideshow requires JavaScript.

У невесты со свадебным нарядом у невесты все гораздо сложнее. Она должна очень серьезно отнестись к выбору прически. По индийской традиции, волосы невесты должны быть обязательно собраны и заплетены в косу, конечно же украшены драгоценностями, цветами и благоухали дорогими маслами. (С распущенными волосами в Индии могут ходить только несовершеннолетние девочки, а для взрослых это считается неприличным. Но будучи в Коччи, я видела достаточно девушек с распущенными волосами, просто заколотыми на затылке.)

Еще один важный атрибут наряда невесты – натх. Это такое колечко, которое носят на левой ноздре, для его ношения абсолютно не обязательно прокалывать ноздрю, оно просто крепится, как клипса. Как и красная точка , которую называют бинди (а иногда и окрашенный в красный цвет пробор в прическе), натх – символ замужества.

Но одним колечком в носу драгоценные украшения у будущей жены не ограничиваются: браслеты, серьги, ожерелья – обязательная часть традиций. На руки невесты одевают красные браслеты, которые она просто обязана носить на протяжении следующего месяца после свадьбы.

Если же говорить о самом наряде, то такой привычный для нас белый цвет свадебного платья, в Индии считается траурным цветом, а черный – говорит о нечистоте. Так что традиционный свадебный сари невесты красного цвета, хотя бывают и других цветов, например, синие или зеленые.

This slideshow requires JavaScript.

Жених и невеста должны быть одеты так красиво и ярко, чтобы ослеплять всех своей красотой. Обычно, так и есть.

По традиции, свадьбу играют за счет родителей невесты. Они же обязаны обеспечить всех жильем и угощением. Сейчас эту традицию упразднили, и платит тот, у кого есть на это средства. Но все равно, технически расплачивается отец невесты, а уж чьими деньгами – вопрос внутренний.

Вечером, в назначенное время свадьбы, жених отправляется к дому невесты вместе со своей процессией из друзей и родственников. Эту компанию называют Барат Никаси. Жених должен ехать на лошади или слоне, как в давние времена, но сейчас многие обходятся автомобилями.

Жениха встречает на пороге дома мать невесты, а и только потом он идет к месту проведения самого свадебного обряда, где и ждет появления своей избранницы. Специально для свадьбы родители невесты строят маленький храм («Веди»), который необходим для совершения свадебного обряда. Храм украшают множеством желтых цветов (мы с вами уже знаем, как трепетно индусы относятся к этому цвету).

И вот, наступает тот самый торжественный момент. Невесту в паланкине вносят носильщики и семь раз обходят жениха вокруг.

Когда они останавливаются, то просят будущих мужа и жену посмотреть в глаза друг другу. Этот взгляд называется “Шубхо дришти” и переводится как «самый первый взгляд». (Ясно, что первый, ведь они и познакомиться-то могут только в день свадьбы).

Невеста несет в руках гирлянду из цветов. И, если у нас принято обмениваться кольцами, то индийские молодожены обмениваются гирляндами, это и является признанием друг друга законными супругами.

А еще будущая семья дает семь клятв друг другу, три клятвы — жених и четыре — невеста. Три клятвы как и у нас, стандартные: в богатстве и бедности, в болезни и здравии, быть верным и тому подобное. А вот четвертая клятва, которую произносит только невеста, звучит примерно так: «Я никогда себе не позволю кричать на мужа при людях».

Есть еще один традиционный обряд – Ладжа Хома. Во время этого обряда брат невесты насыпает ей в ладони зерна риса. Часть этих зерен пересыпается в ладони к жениху. После, невеста высыпает зерна в огонь, этим “жертвоприношением” она умасливает бога смерти даровать ее мужу долгую и счастливую жизнь.

А тем временем в центре храма зажигают огонь. Краешек сари невесты привязывают к кушаку жениха – это еще один символ их привязанности друг к другу. Новобрачные подсаживаются ближе к огню, а затем поднимаются, и, взявшись за руки, обходят семь раз вокруг огня. Три круга ведет невеста и четыре круга — жених.

Завершает индийское бракосочетание такой обряд: жених наносит на пробор невесты красный порошок из киновари, как у нас снимают фату и надевают платок на голову невесты. Так он принимает ее в жены.

Между прочим, женщины на юге Индии так не делают. Они не выкрашивают пробор в красный цвет и красную точку на лбу не рисуют. Знаком замужества у них служит золотая цепочка на шее, и снять ее считается плохой приметой.

И только после окончания всех этих церемоний все гости отправляются, наконец-то, праздновать. Веселые представления, танцы и песни проводят в специальном помещении – «бозарган».
А еще начинается грандиозный пир. Молодожены кормят друг друга сладостями, как у нас тортом, это символизирует их заботу друг о друге. Еды, кстати, на индийских свадьбах очень много, обычно ее столько, что можно сыграть еще столько же гостей. И выглядят все эти кушанья очень роскошно.

Песни спеты, танцы станцованы, а все вкусности (все, конечно, не получится, слишком много всего на столах) съедены, пора невесте прощаться со своим домом и родными и отправляться в дом мужа, а сопровождают ее брат и сестра.

В доме мужа молодую жену встречает свекровь. И, естественно, на входе тоже есть обряд “на удачу”: невеста должна наступить в поднос с красной краской и оставить красные следы на белой материи.

Молодые супруги в первую брачную ночь вместе не спят, с молодой женой находятся ее родственники. Основная задача жены в эту ночь – познакомиться с домом мужа. Сейчас, правда, может немного все и не так, это ведь раньше невеста не могла до свадьбы вообще входить в дом будущего мужа.

Следующий день у молодой жены начинается с того, что родственники ее забирают в отчий дом. И тут начинаются сплетни: она должна подробно рассказать, что видела в доме мужа. И только во вторую ночь муж забирает ее к себе окончательно.

Конечно, не все эти традиции соблюдаются, а может, есть и какие-то другие традиции. Ведь Индия – уникальная огромная страна, в каждом штате могут быть свои, особенные, традиции и обычаи, и часть из них – мусульманские. То, что написано выше, это эдакий официальный стандартный набор. Но ведь такой красивый!